Почему дети выбирают страшные квесты?
В темноте первобытного человека поджидало гораздо больше опасностей, нежели при свете дня. Страх - врождённая эмоция каждого человека, а дети более подвержены инстинктам. Пугающие истории появляются в раннем детстве. Сначала «Не съешь кашу - бабайка утащит», потом подключаются фантазии, отрицательные персонажи из мультфильмов. Страх темноты, страх падения, громкости, высоты, одиночества. Страх совершить ошибку. Проживая страх, ребёнок словно нащупывает себя, свою самостоятельность и взросление. Смог - значит, уже не малыш, почти взрослый.
А также «проверяет» на пугливость сверстников, делится переживаниями и ищет друзей с общими интересами. В одном чёрном-чёрном городе… чёрной-чёрной комнате… жил чёрный-пречёрный… котёнок! С помощью страшилок дети сами создают инклюзивную среду. Все идут в зал, а кто-то на ватных ногах выходит и ждёт остальных снаружи. И это нормально. Так дети видят: есть разные люди, и каждый имеет право поступать так, как считает нужным.
Психолог Катерина Мурашова считает, что страхи являются частью взросления ребенка. Самое правильное, что может сделать мама и папа: не высмеивать, а оценить степень страха. Большая разница между тем, чтобы засыпать при свете ночника или отказываться спать вообще.
Кому нельзя на страшный квест?
Детям младше 10 лет. Психика ещё не способна выдержать длительное нахождение в напряжённой атмосфере, ребёнок способен перепутать реальность и вымышленный мир. Кроме того, даже детям 10-12 лет не стоит посещать пугающие мероприятия регулярно, чтобы не вызвать нарушения сна и тревожное состояние.
Могут ли страшные квесты быть полезны?
- Развитие логики. Любой квест - цепочка логических загадок. Удастся ли найти верное решение? Это зависит от мышления. Кто больше тренируется - тот быстрее решает головоломки.
- Скорость принятия решений. На подобных квестах дети тренируют умение работать в экстренных ситуациях, поскольку учатся действовать быстро и эффективно в сложных обстоятельствах.
- Кто главный? Совместная работа над решением задач выявляет лидера. И, разумеется, развивает лидерские качества.
- Не бойся! Удивительно, но страшные квесты помогают раскрепоститься, сбросить напряжение: ещё бы, ведь не стыдно визжать, так делают все вокруг! Ведущий успокоит всех и каждого в нужный момент. Это позволяет детям преодолеть застенчивость и наладить контакт со сверстниками.
Родители опасаются, дети восторгаются!
Психолог-консультант Надежда Гольбрайх считает, что страх можно победить как раз во время игры: «Во все времена дети рассказывали друг другу страшилки. Таким образом появляется возможность обозначить свои страхи и научиться ими управлять.
Со страхами помогают справиться различные игры. Например - самые известные всем «прятки» и «жмурки» помогают уменьшить страх темноты, а еще развивают самоконтроль, волевые усилия и ориентацию в пространстве. Один из способов победить страхи – превратить их в интерес. Две эмоции одновременно испытывать невозможно. Поэтому, если ребенок боится: «Интересно, а что там? А как это устроено? Интересно, что будет дальше?» Если это делать правильно, то ребенок становится более устойчивым и уверенным в себе.
А потом еще родители похвалят: «Я тобой горжусь! Ты такой смелый!» - то самооценка вырастет точно. И эту силу уже можно перенести на другие сферы. К примеру, если ребенок боится выходить к доске, выступать на сцене или что-то другое, то можно сказать: «Помнишь, ты проходил квест? И ты справился! Ты – настоящий победитель. Вспомни про эту силу и прояви ее у доски. У тебя всё получится. Я верю!»
В студии «Братья Гримм» есть 3 квест-спектакля для тех, кто любит пострашнее:
Детей встречают известные персонажи, а загадки и головоломки созданы на основе сюжета популярных историй. Однако важной деталью является безопасность детей. Цель квеста не напугать, а заинтересовать. Поэтому мы сделали упор не на скримеры (это когда неожиданно пугают), а на атмосферу и историю. Трепетное волнение и подъем адреналина обеспечены. Ведущий квеста находится рядом с детьми на протяжении всего квест-спектакля и контролирует настроение детей.