Нескучный праздник народных игр

Зима в народных преданиях часто увязана со сказочными персонажами, например с волшебным кузнецом Морозко, который порой колотит по избам так, что бревна потрескивают. Чародей одним вздохом сковывает озера и реки и нагромождает большие снежные сугробы.

Наступление зимы рождает у всех тревожное ожидание холода, метелей и неба свинцового цвета. Перед наступлением первых студеных дней природа словно бы замирает. Однако уже в начале декабря сквозь темные тучи пробивается яркий солнечный свет и картинка меняется. Все вокруг превращается в сказочную красоту. Неунывающие дети, гурьбой высыпают на заснеженные улицы. Забавы резвящихся ребят вселяют во всех хорошее настроение. Грусть и тоска отступают, уступая место восхитительному зимнему настроению. Поэтому многие зимние детские игры, дошедшие до нас из глубины веков, таят в себе скрытый смысл – упование на воскрешение природы неминуемой весной, обновление мира, появление нового теплого солнца, оживляющего всё вокруг.

Платон и Роман освящают  детские праздники

Уходящий корнями в доисторическую старину народный календарь на декабрь в первый день месяца приходится на чествование памяти святых Платона и Романа, живших в IV веке. Существует народное поверье, что каким будет этот день, такой погода и будет весь студеный сезон. Поэтому Платона и Романа в народе зовут «зимоуказателями». Причем наблюдать за погодой следует весь день: утро показывает, каким будет начало зимы, полдень – середину, а по вечеру судят о ее завершении.

Правда день святых Платона и Романа в народе не считался удачным, потому что в это время все духи выходили на свободу и хотели попасть в избу, что бы ухватить из печи углей. Вреда они не делали, но остеречься стоило. Однако дети и молодежь, несмотря на страхи, собирались в озорные компании и весь день веселились под покровительством святых Платона и Романа, не обращая внимания на разную нечисть.

Потеха на зимние детские игры

Глядя на детские забавы, в стародавние времена завели порядок, отмечать 1 декабря праздник народных игр. В этот день, по представлениям людей, колесо времени начинало свое вращение. Оно, то возносится прямо в небо к солнцевороту зимы, то низвергается в середину года ко дню летнего солнцестояния – как говорят «макушке лета». Канун начала обрядового цикла связан с представлением об умирании животворного миропорядка и торжестве мирового зла.

Главное не дать темным силам природы полностью одолеть добро и вернуть увядающему солнцу его благотворное тепло. А для этого злые силы нужно победить, перехитрив их в самом начале нерадостных изменений. Как это сделать? Только веселыми играми и забавами! В народной традиции движение и обновление времени зачастую проходило под шутки и смех, со всевозможными розыгрышами, чудачествами и переодеванием.

По обычаю праздника распорядитель надевал шубу из меха медведя, обходил всю деревню, стуча палицей в двери, громко кричал: «дай Бог в честь, да в радость и в лад, да в сладость», тем самым приглашая односельчан на общее веселье. Пляски, хороводы, застолья и другие развлечения продолжались весь день, даря особенную радость детям.

Забавы и гулянья не кончались в первый день зимы. Уже 3 декабря, на день Прокла, который «всю нечисть проклял», праздничные обряды продолжались. Не останавливались они и 4 декабря, на Введенье, когда надо было пройти через ворота, вручить и получить подарки, поучаствовать в веселых торгах и прочих увеселениях.

Обряды и традиции 1 декабря, молитвы Платону и Роману помогали людям пережить долгую зиму и вселяли надежду на обильный урожай будущей осенью.